Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №154
с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
 

Старший ребенок

Из книги  М.Руффо «Братья и сестры: болезни любви»

Положение старшего  ребенка в семье остается наиболее специфичным из-за того особенного опыта, который он сумел пережить до рождения его младшего брата или сестры. Для всех первенец — это тот, кто создает семью, кто подтверждает плодовитость  родителей. Его бывший статус единственного ребенка в семье обеспечивает ему наибольшую близость со взрослыми, так как они уже играли в совместные игры и совершили часть жизненно важных открытий. Часто старший ребенок  занимает важное  место в истории семьи.

Дома этот страх , что тебя меньше любят, находит свое постоянное подтверждение. Старшему приходится терпеть, что все вокруг него приходят в умиление от криков, улыбок и даже обкаканных пеленок малыша. Как можно истолковать подобное поведение, когда от тебя требуется так много усилий, чтобы ходить на горшок? И почему этому малышу позволено плакать по ночам, в то время как ему, который так боится темноты, нужно не один раз напоминать, чтобы не гасили ночник, когда он засыпает? К тому же он уверен в том, что сказки на ночь  и баюканья стали значительно короче и производятся с меньшей любовью, с тех пор как появился этот «другой». Оказаться в три года «большим» очень трудно, очень и очень трудно!
Папа в этот период жизни ребенка призван сыграть «главную роль своей жизни». Родители должны понять, что и старшему и младшему ребенку будет лучше, сумей они «пользоваться» родительской любовью каждый в отдельности.

Нет такого ребенка, который бы думал, что это большое счастье — делить свою комнату или игрушки с братом или сестрой. Только родители могут в это верить. Это есть их идиллическое видение, цель которого — снять с себя вину за соперничество, которому они способствовали, родив второго ребенка.

Старший ребенок очень внимательный наблюдатель и прекрасно умеет вести счет поцелуям и ласкам, которыми родители наделяют маленького — родители никогда и не думают вести подобные расчеты. Сколько бы ни было лет старшему ребенку, он должен быть уверен, что родители любят его ; если у него не будет такой уверенности, то дикая ревность может перевернуть все устоявшиеся семейные отношения.

Столь  же важно не делать из старшего этакого «маленького родителя» или посредника между родителями и младшим ребенком. Иначе на плечи старшего  падает  слишком тяжелая ответственность, иногда просто непосильная  для ребенка. Например: он не должен следить за тем, как младший делает уроки, или сопровождать его на секцию...Достаточно увидеть, с какой неохотой он выполняет все эти подобные поручения, чтобы понять: ребенок стремится к той жизни, какой живут его сверстники.
Быть примерным, не давать сдачи младшему, который временами прямо нарывается... Ощущение фрустрации которое испытывает старший , часто изливается на младшего, который выступает в роли жертвы № 1.

Так как этот старший ребенок — первый, он становится примером, на который равняются младшие или с которым их сравнивают, и это — главное. Из-за того, что первый родился раньше других, то и свою идентификационную модель он находит раньше других детей в семье: мальчик восхищается отцом, девочка была бы счастлива, будь она похожа на мать. Положение старшего налагает на первого ребенка и некую ответственность. Ему может быть передана определенная  власть над младшими. Старшие дети  иногда оказываются настоящими ангелами-хранителями для своих братьев и сестер, они могут приглядывать за ними и даже на некоторое время становятся для них «родителями». Для одних детей  подобные привязанности в радость, для других — источник проблем. Старший ребенок опробует на своих братьях и сестрах те действия, которые впоследствии будет воспроизводить, став взрослым. По его поведению можно даже угадать, каким супругом он станет, какое место займет в обществе и в будущей собственной семье.

В сообществе братьев и сестер у старшего основная функция: именно он  - носитель семейной памяти и хранитель преданий. Эта функция небезразлична младшим, поскольку благодаря ей они получают доступ к тем временам и событиям , которых не переживали, но которые принадлежат к истории семьи.

(Знает родственников, которых младшие знают только по фотографиям и т. д.) Старший — это тот, который рассказывает об эпизодах своего детства, не пережитого младшими, но это также прекрасная память о событиях, которые младшие просто не помнят. Он живой свидетель того, как рос каждый из братьев и сестер: он видел их первые шаги, слышал , как они произносят первые слова. Его роль становится еще важнее, если родители исчезают. Любой старший ребенок — этакий Пруст, хотя сам об этом не подозревает.

Поскольку  младшие идеализируют старших, то именно они могут смягчить непоследовательность в поведении родителей или исправить их промахи.

Однако, чтобы  действительно исполнять роль старшего среди детей в семье, нужно еще, чтобы эти дети тебя таковым признавали. (Старший всегда тяжело переживает, когда младший брат перерастает его на несколько  сантиметров или когда знает, что наверняка проиграет в физическом противостоянии.

Старший брат или сестра представляет для младшего другой полюс идентификации для  ребенка, идентификации «по его размеру», в то время как единственный ребенок в семье  видит вокруг себя только взрослых, своих родителей.

© 2015. МБДОУ «Детский сад №154 «Почемучка».

Адрес: г. Невинномысск, ул. Кооперативная, 172.
Телефон: 8 (86554) 6-96-59.
Эл. почта: 154ds-nev@mail.ru
Интернет-приёмная (форма обратной связи)